Об этом на совещании с ректорами российских университетов заявил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков.
Подобный переход представляет собой естественный эволюционный процесс. В разные исторические периоды происходят значительные изменения в подходах к обучению, содержанию образовательных программ и методам преподавания.
Среди принципов работы, которые будут заложены в новую модель, — усиление фундаментальных начал и качественная практикоориентированность. 50 вузов страны примут участие в пилотном проекте по повышению качества преподавания фундаментальных дисциплин.
Усиление фундаментальных начал в образовании — важный аспект, который заключается в возвращении к базовым принципам и основам знаний, необходимым для формирования компетентного и всесторонне развитого человека.
Частью этой стратегии являются изучение базисных дисциплин, обучение критическому мышлению, логике, что помогает учащимся не только усваивать знания, но и анализировать, сопоставлять, делать выводы. Следует сказать об эффективности применения интердисциплинарного подхода, когда используются знания из разных областей для более глубокого понимания и применения на практике. Велика роль культурного наследия и этических ценностей: воспитание гражданственности, уважения к культурному наследию, необходимости соблюдения этических и моральных норм. Это поможет формировать гармоничную личность, осознающую свою роль в обществе. Усиление фундаментальных начал в образовании требует гибкого подхода, учитывающего потребности и интересы обучающихся.
Практикоориентированность в высшем образовании - подход, ориентированный на подготовку студентов к реальным условиям трудовой деятельности. Основной акцент делается на применение теоретических знаний в практике, что позволяет выпускникам быть более востребованными на рынке труда.
Практикоориентированность в высшем образовании будет реализована путем увеличения часов прохождения производственных стажировок и практик, которые позволяют студентам приобрести опыт работы в реальных условиях, установить профессиональные связи и понять специфику своей будущей профессии; в проектной деятельности, помогающей в будущем реализовывать социальные инициативы, развивать практические навыки, работать в команде и решать комплексные задачи.
При этом, обучение не ограничивается только профессиональными навыками; необходимо развивать навыки коммуникации, командной работы, управления временем и критического мышления. Значимую роль оказывают современные технологии, поскольку внедрение в обучение новых технологий, таких как онлайн-курсы, симуляторы и другие инструменты, которые помогают моделировать профессиональную деятельность и предоставляют доступ к актуальной информации и ресурсам.
«На фоне изменений в образовательной политике России в последние годы обсуждаются новые подходы к образованию, которые направлены на модернизацию учебных процессов, улучшение качества образования и интеграцию современных технологий.
Усиление фундаментальных начал и практикоориентированность в образовании способствуют более качественной подготовке специалистов, способных быстро адаптироваться к изменениям в профессиональной сфере и эффективно решать реальные задачи. Эти изменения нацелены на то, чтобы подготовить будущие поколения к вызовам современного мира в сфере политики, экономики, общественной жизни», — прокомментировала Евгения Цыганкова, доцент Ставропольского филиала Президентской академии.